Последние комментарии

  • Нина+ Толкачева20 апреля, 8:27
    Чем больше контролеров, тем больше вероятность взяток, коррупции.Контроль ради контроля
  • Василиса Кретова19 апреля, 22:10
    как говорил мой преподаватель по информатике: -Лишь бы был толк.Контроль ради контроля
  • Алексей Алемаев19 апреля, 19:19
    как-то все же нужно уменьшать это количество контролеровКонтроль ради контроля

Контроль ради контроля

Сегодня можно констатировать, что работа последних лет по общему реформированию контрольно-надзорной деятельности (КНД) и ликвидации избыточных, устаревших и дублирующих друг друга требований так и не дала существенных результатов. В такой ситуации, при переходе на риск-ориентированный подход, есть очень большая опасность свести практически к нулю все ожидаемые положительные результаты этой реформы.


Допустим сейчас надзорный орган не имеет возможности провести проверку только по части требований, определённых чек-листами, поскольку нет критериев, которые позволяют определить наиболее существенные требования. При этом в чек-листы включаются все наборы установленных требований, которые не учитывают потенциальную опасность проверяемых объектов, отраслевую специфику, масштаб экономической деятельности, хотя дифференцированный подход к разработке чек-листов предусмотрен законом.
Как результат — в чек-листах по промышленной безопасности 20 тыс. обязательных требований. В чек-листах по проверке предприятия общественного питания, дублируются требования Роспотребнадзора, Федерального медико-биологического агентства, Роструда, МЧС России — всего около 790 требований. Только в чек-листе Роспотребнадзора по проверке таких предприятий содержится более 190 пунктов. И этот «вал» требований предъявляется и к маленькому семейному кафе и к большому ресторанному холдингу. Различий нет. Для сравнения: в Республике Казахстан проверочный лист в данной сфере содержит около 38 требований, а в США в проверочном листе в сфере пищевой безопасности содержится около 78 требований.
У нас главное по-прежнему контроль ради контроля, а не контроль ради повышения качества продукции. Вместе с тем, во многих сферах необходим не просто аудит обязательных требований, а принципиальное изменение модели осуществления этой деятельности.
Но именно в избыточных требованиях и заключается основная проблема реформы контрольно-надзорной деятельности. Понятно, что реально пересмотреть огромный накопившийся массив обязательных требований, а это коло 2 млн позиций в рамках действующих механизмов просто не реально. Поэтому мы предлагаем исходить из того, что работа по ликвидации избыточных требований должна вестись не только рамках действующих видов контроля. Надо создать механизм, отталкиваясь от оценки основных видов хозяйственной деятельности и тех требований, которые к ним предъявляются. Избыточность нужно устанавливать исходя из сравнения с лучшими образцами зарубежного регулирования.

Использовать данные о фактических издержках предприятий на их соблюдение. Обязательные требования признанные избыточными — ликвидировать в рамках соответствующих изменений нормативных актов. Даже в «пилотном режиме» такой подход позволит достаточно быстро увидеть результаты.
А пока, согласно прошлогоднему опросу собственников и руководителей высшего звена предприятий МСП, 42,8% респондентов отмечают увеличение административной нагрузки на бизнес и 49,8% — считают, что за последние три года административные наказания ужесточились.
Можно констатировать и активизацию возбуждения дел об административных правонарушениях вообще без проведения плановых и внеплановых проверок. Это порядка 25% возбужденных Роспотребнадзором, до 50% дел Росприроднадзора, Ространснадзора, Россельхознадзора и до 90% дел ФАС и Росалкогольрегулированием. Одновременно судебная статистика фиксирует, и уже не первый год, рост числа юридических лиц, привлечённых к ответственности и рост сумм налагаемых штрафов.
Если подвести краткий итог, то можно констатировать, что, не смотря на все реформы, отечественная система КНД по-прежнему нацелена на наказание, а не на предупреждение и предотвращение вреда.
«Благие намерения» многих положений реформы КНД на практике чаще всего упирается в конкретные способы реализации. Только ликвидация разрыва между принципами реформы и практикой реализации этих принципов может принести реальные положительные результаты.

 

Анастасия Алехнович
Директор Института экономики роста им. П.А.Столыпина

Популярное

))}
Loading...
наверх